Фрагмент для ознакомления
2
оформилась окончательно, самооценка очень нестабильна и меняется от любого внешнего воздействия.
Поэтому зачастую под давлением среды, сам не желая участвовать в каком-то противоправном деянии, школьник все-таки включается в эту деятельность, чтоб сохранить или поднять свой авторитет в среде сверстников.
По сходной схеме работает обусловленность девиации поведением окружающих взрослых. Когда педагоги, родители, другие значимые фигуры недооценивают достижения ребенка, ограничивают его самостоятельность, он вступает с ними в конфронтацию, но в обобщенном смысле она преследует те же цели, что в общении со сверстниками – защитить или повысить свой статус [20, 170].
Вредные привычки, вызывающее поведение, другие отклонения часто становят демонстрацией родителям и педагогом этого самого социального статуса ребенка, который они не хотят признать.
Несколько выделяется в этот смысле аутоагрессивное поведение, если оно не демонстрируется школьником, а наоборот скрывается им. Здесь речь идет об эмоциональной травме психики и невозможности пережить травмирующие переживания. С такими детьми необходима не воспитательная работа, а работа по психологической поддержке.
Глава 2. Возможные направления воспитательной работы с детьми с девиантным поведением
2.1. Диагностика тенденций девиантного поведения у школьников
Экспериментальная работа в форме констатирующего эксперимента была направлена на выявление у детей младшего дошкольного возраста 9-10 лет потенциальных проблем в сфере девиантного поведения.
Дети, обучающиеся на заключительном этапе начальной школы, выбраны нами как готовящиеся войти в подростковый возраст. В этот период возможно предотвратить развитие негативных форм поведения до того, как они нанести вред личности школьника.
Данное исследование проводилось на базе школы №5 города Москвы, общеобразовательного типа. В эксперименте принимали участие 25 детей. Цель диагностического этапа – сбор сведений об осведомленности ребенка в сфере девиантного поведения и частотности случаев такого поведения в среде младших школьников.
Методы исследования: анкетирование, анализа результатов анкетирования.
Анкета, использованная на констатирующем этапе эксперимента, была разработана нами на основе опросников для школьников авторства Э. Г. Эйдемиллера, А. Я. Варга, В. В. Столина, Б. И. Хасан [5; 6; 11]. Анкетирование содержит закрытые вопросы, предполагающие выбор ответа да-нет, и открытые вопросы, предполагающие, что ребенок в свободной форме впишет ответ в бланк.
В анкете были освещены ключевые проблемы, рассмотренные нами в теоретической части исследования:
1. Вредные привычки,
2. Агрессивное поведение,
3. Подверженность влиянию социума,
4. Родительские паттерны поведения.
Анкетирование проводилось фронтально, в нем были задействованы учащиеся одного школьного класса (25 человек), он проводилось анонимно, в начале детям были озвучены сведения о неразглашении результатов исследования.
По завершении анкетирования, с профилактической целью, дети были проинформированы о возможности обратиться в областную службу психологической поддержки по телефону или к школьному психологу, который поспособствует разрешению проблем и конфликтов. Бланк анкеты в полном виде представлен в приложении 1.
По итогам констатирующего эксперимента выявлены следующие данные.
Из опрошенных школьников 88% (22 человека из 25) ни когда не прибегали к курению. Среди тех детей, которые уже приобщились к этой привычке, двое ответили, что поступок был инициирован предложением сверстников, один ребенок предпочел не отвечать на вопрос об обстоятельствах.
Так же, 92% школьников ответили, что не принимали алкоголь, это 23 человека из 25 опрошенных. Двое школьников, ответивших, что принимали алкоголь, в дальнейшем пишут, что это произошло в домашней обстановке.
Большинство детей отмечает, то их одноклассники не имеют вредных привычек, что в целом является нормой для представленного возраста.
Основным источником информации о вреде алкоголя и табакокурения дети называют школьного педагога (60% опрошенных, т.е. 15 человек), некоторые отмечают, что имели разговор с родителями на эту тему (16%, 4 человека), и оставшиеся (24%, 6 человек) отмечают, что в сфере пагубности вредным привычек их просвещает информационное пространство интернета.
Мы можем отметить здесь большое влияние школы и малое – родительского воспитания. Это может быть связано с тем, что родители считают ребенка недостаточно взрослым для обсуждения подобных тем, и не опасаются, что он приобщится к подобным привычкам.
По вопросу о соприкосновении с явлением сект 72% детей отвечает, что знакомо с этим термином. При этом 96% детей говорят, что не сталкивались в реальной жизни с сектами, не знают людей, которые были бы их участниками, один ребенок из класса ответил, что сталкивался с этим явлением.
Межполовые отношения дети оценивают сообразно возрасту, без акцентуации на эротических чувствах, н многие демонстрируют эмоциональное расположение и романтическую направленность в отношениях с противоположным полом. Часть детей (20%, пять человек) отмечает, что больше заинтересована в отношениях внутри своего гендера, где легче найти общие интересы.
Из опрошенных детей 24% рассматривают отношения со взрослым другом как возможность улучшить свои материальные возможности, получить вещи, которые сейчас недоступны. Остальные школьники переносят на эти отношения привычные шаблоны общения со сверстником или родителем.
Возможность кражи понравившейся вещи допускают 28% опрошенных. Возможность совершения неблаговидного поступка под влиянием окружения – 36%, этот показатель достаточно велик, и можно предположить, что в подростковом возрасте он возрастет в связи с конформностью этого возрастного периода.
Наиболее интересными являются сведения о стиле поведения в ходе конфликта. 64% детей предполагают, что могут разрешить конфликт без применения агрессии, но при этом только 52% детей отвечают, что с ними велась работа по обучению выходу из конфликтной ситуации.
Та часть детей, что отрицательно ответила на вопрос об осведомленности о разрешении конфликтов, в большинстве отмечает конфликтность в поведении собственных родителей в домашней обстановке. Что подтверждает предположение теоретической части исследования о заимствовании ребенком паттернов поведения у родителя.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Апинян Г.В.О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, n. 118, 2009. – с. 67-73.
2. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии: научное издание / С. А. Беличева. - М.: Ред.- изд. Центр консорциума Социал. здоровье России, 1993. - 198 с.
3. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара, 1995. – 245с.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 1994. – 328с.
5. Галич Г.О., Карпушкина Е.А. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, n. 20, 2010. – с. 45-49.
6. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий. Их динамика, статистика, систематика. – М.: Медицинская книга, 2007. – 124 с.
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.
8. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.
9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.
10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
11. Комлев Ю.Ю. Классификация теорий девиантного поведения // Вестник Казанского юридического института МВД России, n. 12, 2013, с. 3-7.
12. Конева О.Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, n. 17 (193), 2010, с. 57-61.
13. Кошарная Г.Б. Основные подходы к изучению девиантного поведения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, n. 1, 2010, с. 70-81.
14. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.
15. Леонгард, К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
16. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб: Речь, 1983. - 125 с.
17. Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности // Теория и практика общественного развития, n. 7, 2011, с. 60-63.
18. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. – 341с.
19. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.
20. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 211с.
21. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.
22. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета, n. 6, 2011, с. 195-198.
23. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Академия, 1997. – 320 с.
24. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс / Е. Б. Усова ; Минск, 2010. - 180 с.
25. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 336с.